Как сделать конспект: секреты конспектирования для лицеистов

Сейчас во многих лицеях старшеклассников обучают секретам конспектирования. Вот только возможности попрактиковаться в умении составлять конспект у них практически нет.

А в вузе темп лекций совершенно другой, не говоря уже об их продолжительности. К тому же, нередко информацию с лекций невозможно найти ни в одном учебнике – ведь это самые новейшие данные. Поэтому необходимо научиться писать (и читать!) конспекты так, чтобы по ним и спустя год можно было восстановить лекцию.

Это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Недостаточно просто быстро писать. Да и диктовать материал никто не станет, это неэффективная, бездумная работа студентов. Нужно внимательно слушать лектора, осмысливать сказанное и фиксировать в конспекте самую соль – тезисы. Во время лекции надо постараться удержать внимание на предмете лекции и уловить логику изложения материала. Только размышляя над услышанным, можно действительно усвоить новый материал.

Итак, что же необходимо записать?

1. Дату и тему лекции, имя преподавателя, основные вопросы доклада (для них можно оставить место в начале, если не было анонса, подведя, таким образом, итог самостоятельно);

2. Термины и определения, важные даты, примеры-иллюстрации;

3. Тезисно – основные выводы лектора, их легко узнать по тому, как выделяет их докладчик : голосом или записью на доске и др. Полезно их записывать в собственных формулировках;

4. Выделить то, что осталось для вас непонятным или вызывает много вопросов.

Чтобы удобнее было конспектировать, обзаведитесь толстой тетрадью. На правых листах ее будет вестись запись лекции, левые же оставляйте для своих пометок. Тезисы старайтесь писать с красной строки или подразделите на пункты плана. Для наглядности удобны рисунки, схемы, диаграммы, таблицы. Однако, они не должны занимать у вас много времени, иначе, занявшись художествами, вы рискуете потерять нить рассуждений.

Лист для пометок пригодится, когда вы начнете просматривать конспект, готовясь к занятиям или экзаменам. Но и во время самой лекции есть смысл помечать самое главное и те вопросы, которые вызывают у вас затруднения, чтобы потом разобраться с ними самостоятельно. Конечно, вы можете разработать свои значки, но есть смысл воспользоваться общепринятыми:

> больше,
< меньше,
NB очень важно!
? под сомнением

Выбрасывайте вводные обороты, сокращайте предложения («так сказать» «имеющиеся данные» и др), а вместо «таким образом» или «итак» достаточно рисованной стрелочки.

Сокращайте слова, но так, чтобы вы потом сами не ломали над ними голову. Используйте общепринятые сокращения – список можно найти в любом словаре (гг., кг, абс., см., вт. и проч.).

Неплохо выделить главное другим цветом, но не увлекайтесь разрисовыванием: пестрый конспект читается очень трудно.

Убедитесь в действенности этих советов, не дожидаясь первой лекции: конспектируя научную передачу по телевизору или радиопрограмму. Такая практика поможет вам найти удобный вам способ составления читабельного конспекта.

Кол-во просмотров: 159

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий на сайте, залогиньтесь или зарегистрируйтесь, пожалуйста.